Главная > Болезни > И когда вы умножаете моления ваши я не слышу ваши руки полны крови

И когда вы умножаете моления ваши я не слышу ваши руки полны крови

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.

2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.

5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;

17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;

20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.

22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;

23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;

26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».

27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою;

28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.

29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;

30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

По материалам www.biblioteka3.ru

Тшува (ивр. תְּשׁוּבָה ‎ — «возвращение») — раскаяние, исправление поведения, являющееся условием Божест­венного прощения. При раскаянии человек должен испытывать искреннее отвращение к своему проступку и, более того, доказать это отвращение всем своим поведением, прекратить грешить и начать совершать благие поступки [1] .

Слово «тшува» (в другом значении, в смысле «ответ») используется также в сочетании «Шээлот у-Тшувот» = «вопросы и ответы» означающее респонсы.

Возможность раскаяния служит основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь.

Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

Последовательность грех — наказание — раскаяние — избавление лежит в основе историософской концепции пророков.

В книге Дварим (Второзаконие) (30:1–10) эта концепция выражена с наибольшей ясностью: лишь когда Израиль раскается в своих прегрешениях, Господь смилуется и возвратит его из рассеяния в землю отцов.

В отличие от ряда других древних религий Тора рассматривает грех как результат свободного выбора человека, а потому видит искупление греха в раскаянии, то есть во внутреннем исправлении человека, а не в очистительных ритуалах; раскаяние влечет за собой соответствующее изменение в отношении Бога к грешнику, проистекающее из Его благости — Бог милосерден и прощает раскаявшегося.

Вместе с тем в Торе можно обнаружить следы более древнего взгляда на грех как на скверну, причины которой лежат вне человека.

Так, в древнейших повествованиях от потопа до скитаний по пустыне после исхода из Египта нет призывов к раскаянию в грехах; грех и наказание неразрывны, и их связь не может быть изменена человеком иначе, чем заступнической молитвой посредника между Богом и людьми (Авраам, Моше — Моисей).

В Торе указана последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, но главное — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию.

Законоучители Талмуда всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы Амида).

Бог создал раскаяние ранее мира [2] , оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление [3] .

Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу [4] .

Законоучители осознавали теологические трудности, связанные с концепцией раскаяния. Если зло содеяно, как оно может быть исправлено? Как принцип раскаяния сочетается с принципом наказания за проступок?

Законоучители искали решение в понимании принципа искреннего раскаяния как закона творения — сила раскаяния не имеет границ, и даже закоренелые грешники могут полагаться на него.

Законоучители противопоставляли подлинное раскаяние его внешним атрибутам — посту и власянице; признание грехов без покаяния не имеет никакой ценности.

Грешника следует побуждать к раскаянию; запрещается напоминать раскаявшемуся о его прежних прегрешениях [5] .

В отличие от христианства, где священник выступает посредником между кающимся и Богом, в иудаизме раскаяние является непосредственным обращением к Богу.

В средние века тема раскаяния была излюбленной темой в этической и философской литературе.

Саадия Гаон был первым, кто сформулировал четыре основные составляющие элемента раскаяния — отход от греха, сожаление о содеянном, просьба о прощении и обязательство воздерживаться от греха в будущем.

Эта концепция была принята всеми последующими еврейскими мыслителями. Бахья Ибн Пакуда считал, что есть четыре необходимых условия для раскаяния: осознание зла совершенного поступка, осознание грозящего наказания и понимание, что единственное средство избежать его — раскаяние, размышление о благодеяниях Бога и осуждение дурного поступка.

Согласно Саадии Гаону, существует градация раскаяния: высшая степень — покаяние сразу же по совершении греха, пока грешник еще помнит все подробности своего поступка; более низкая степень — когда оно следует за угрозой наказания; самая низкая степень — раскаяние перед смертью.

Маймонид впервые в еврейской мысли включил раскаяния в сферу нормативной Галахи и выделил четыре ступени тшувы:

  1. Признать, что поступок был совершен неправильно. Это тшува, проведенная через сознание.
  2. Почувствовать неправильность своего поступка, продумать и прочувствовать, какие далеко идущие последствия он мог повлечь за собой. Нужно, чтобы воспоминание о грехе стало отвратительно человеку. Надо исследовать свои действия, чтобы понять причины плохого поступка и сделать возможным его предотвращение в будущем. Это тшува, прошедшая через сердце, через чувства.
  3. Следует исправить все, что можно исправить, возместить весь причиненный кому-либо ущерб. Следует признать неправильность своего поступка перед всеми, кто от него пострадал. Это тшува, прошедшая через действие.
  4. Никогда больше так не поступать. Только при выполнении этого условия возможна полная тшува.

Таким образом, тшува считается законченной, только когда она осуществилась на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, волевом и в сфере действия. Полное раскаяние (тшува гмура) достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него [6] .

О раскаянии писали также Иона бен Аврахам Геронди и Ицхак Абохав I. У Хасидей Ашкеназ концепция раскаяния превратилась в общественное течение: заново была определена идея раскаяния и установлены степени различных видов прегрешений и порядок раскаяния в них.

Согласно иудаизму, есть два уровня тшувы:

  • «тшува из страха», благодаря которой грехи прощаются;
  • «тшува из любви», переворачивающая грехи в заслуги.

В каббале концепция раскаяния получила новое направление: идея исправления (тиккун) в лурианской каббале отводит человеку решающую роль в исправлении высших миров и в приближении избавления в этом мире; раскаяние становится средством исправления мира, а каббалист, знающий правильный путь раскаяния, способен ускорить «раскаяние мира» (тшуват hа-олам).

Греша, человек изолирует себя от Бога и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Богу

Для хасидизма тшува находится в центре всего служения человека Всевышнему.

Второй Любавичский Ребе рабби Дов Бер) пишет о тшуве: «Писание говорит в нескольких местах, что посредством тшувы даруется жизнь человеку, как сказано „ибо не пожелаю смерти мертвеца… но чтобы вернулся он и жил“, и также сказано „вернитесь, вернитесь, и для чего же умирать…“, ибо источник всей высшей Б-жественной жизни, которая притягивается к живой душе — все это посредством тшувы, и поэтому сказали что тшува предшествовала миру… и также сказали, что тшува приводит излечение миру, и отсюда с необходимостью следует, что корень тшувы — выше, чем свет и жизненность нефеш-руах-нешама в человеке [7] »

Благодаря тшуве человек поднимается на ступень, значительно более высокую, чем та, на которой он находился до того, как совершил грех [8]

р. И. Алкалай в середине 19 в. расширил восприятие процесса тшувы как «тшувы общенациональной», а не только «индивидуальной». Общенациональной тшувой является возвращение еврейского народа в свою Страну. Поскольку нахождение еврейского народа вне Страны Израиля – это само по себе неправильно, и исправление этой неправильности является тшувой.

р. А. И. Кук в начале 20 в.выдвинул наиболее многостороннюю концепцию раскаяния, сочетающую в себе как традиционный, так и новый подход.

Рав Кук указывает на то, что тшува является отдельной заповедью, и поэтому не может быть только исправлением грехов (поскольку, если бы было так, то это была бы заповедь, которая основывается на предыдущем совершении греха, и заповедь нельзя было бы исполнить без предыдущего греха, — а такое понимание не может быть правильным). Поэтому рав Кук объясняет, что, кроме тшувы в обычном понимании исправления грехов, есть еще тшува всего мироздания, как возвращение человека и мира к Богу. В процессе Сотворения мира человек и мир удаляются от Бога, поэтому возвращение к Богу является тшувой всего мироздания (источник которого коренится в самом Сотворении мира, а не в грехе)

Читайте также:  Внутренняя среда организма кровь значение крови и ее состав

Такой подход отражает взгляд рава Кук на важность «тшувы недостатков», а не только «тшувы нарушений». При этом, так же, как понятие «хэт» обозначает не только грех в смысле нарушения, но также и недостаток (по корню слово «хэт» – это промахнуться, не попасть в цель), то также и тшува по отношению к хэт – это исправление хэт не только в смысле грехов, но и в смысле грехов недостатков. В этом плане тшува распространяется также и на недостатки в еврейском народе, например нахождение еврейского народа за границей вместо его жизни в Израиле, и на само учение иудаизма, т.е. исправление дефектов, которые есть в иудаизме, и на все мироздание в целом, т.е. приближение всего мира к Богу.

В 1970-е гг. в Израиле и в диаспоре (особенно в США) началось движение хазара би-тшува (ивр. חֲזָרָה בִּתשוּבָה ‎ — буквально `возвращение в раскаянии`) — обращение к религии; многие из тех, кто утратил связь с иудаизмом или даже никогда не имел ее, стали вести религиозный образ жизни, поступать в иешивы. Человек, совершивший такой процесс, называется «баал(ат)-тшува» (בעל(ת)־תשובה) или «хозер(ет) би-тшува» (חוזר(ת) בתשובה). Поощряя эту тенденцию, иешивы ведут соответствующую пропаганду; открываются особые иешивы для таких «кающихся». Сефарды в Израиле проводят «съезды раскаяния» в месяце элул.

Однако некоторые раввины (напр. рав У.Шерки) резко критикуют такую терминологию. Они считают, что концентрация понятия «тшува» на ппереходе из нерелигиозного врелигиозное состояние однобока, и каждой группе евреев (как нерелигиозным, так и религиозным) нужна «взаимная» тшува в своих недостатках

По материалам www.ejwiki.org

И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик, но руки Моисеевы отяжелели. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны.

Бог (Отец)

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в ваших глазах съедают чужие, все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские, внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня, новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня, Мне тяжело нести их.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю, если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли, если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис.1:2-20).

Пророк Моисей Боговидец

И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей сильных и пойди, сразись с Амаликитянами, завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами, а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик, но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны.

И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча (Исх.17:8-13).

Иисус Христос (Спаситель)

Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф.6:1-4).

Если же рука твоя или нога соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф.18:7-9).

Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои. А они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21:17-19).

Апостол Иоанн Богослов

Он показал им руки и ноги и ребра Свои

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин.20:19-20).

Подай руку твою и вложи в ребра Мои…

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20:26-29).

Апостол Матфей

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее, и она встала и служила им (Мф.8:14,15).

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились (Мф.17:22,23).

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился, ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда (Мф.19:13-15).

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего, смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие (Мф.27:24-26).

Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою.

Он так и сделал, и стала рука его здорова, как другая. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом (Лк.6:6-11).

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк.24:36-43).

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь (Лк.24:50-53).

Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра, ибо уже был вечер. Многие же из слушавших слово уверовали, и было число таковых людей около пяти тысяч (Деян.4:1-4).

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян.12:1-2).

Апостол Марк

Приходит в Вифсаиду, и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении (Мк.8:22-26).

Дух врачует движения рук, которые раньше двигались в беспорядке, следуя воле ума. Но теперь ум, очищенный Духом, ведет их по пути благотворения и молитвы, и в них исполняются слова псалма: «Воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Псал. 140:2), и «рука прилежных — обогащает». Также Дух очищает движения желудка, в его стремлении к пище и питью, ибо, как долго желания и страсти души действенны в нем, он никогда не может удовлетвориться пищей и питием, и таким образом демоны имеют возможность нападать на душу. Об этом Дух словами Давида говорит: «гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Псал. 100:5).

Преподобный Исаак Сирин

Читайте также:  Прополис: лечебные свойства и противопоказания, применение настойки от кашля на спирту

Ве­ликой бла­года­ти свы­ше удос­та­ива­ет­ся бла­года­ря сок­ро­вен­но­му про­мыш­ле­нию Бо­жию тот че­ловек, ко­торый яв­ля­ет бла­гого­вей­ное и поч­ти­тель­ное по­ложе­ние те­ла при мо­лит­ве, прос­ти­рая ру­ки к не­бу, но ос­та­ва­ясь при этом в скром­ной по­зе, или при­падая ли­цом к зем­ле. Кто пос­то­ян­но ук­ра­ша­ет мо­лит­ву свою эти­ми внеш­ни­ми фор­ма­ми, тот не­мед­ленно и лег­ко удос­та­ива­ет­ся дей­ствия Свя­того Ду­ха, ибо ве­лик Гос­подь в гла­зах его, и по­казы­ва­ет он бла­гого­вение в жер­твах, при­носи­мых Гос­по­ду в те ча­сы, ко­торые от­ве­дены для не­го за­коном сво­боды. Вы дол­жны знать, братья мои, что во всем слу­жении на­шем Бог весь­ма же­ла­ет внеш­них форм, кон­крет­но­го по­чита­ния и ви­димых спо­собов вы­раже­ния бла­гого­вения — не ра­ди Се­бя, но ра­ди нас. Он Сам не по­луча­ет поль­зы от по­доб­ных ве­щей и не те­ря­ет ни­чего, ког­да ими пре­неб­ре­га­ют, но они — из-за не­мощи ес­тес­тва на­шего. Ес­ли бы они не тре­бова­лись, Он Сам не при­нимал бы этих внеш­них форм и по­ложе­ний те­ла на Се­бя во вре­мя Сво­ей зем­ной жиз­ни, го­воря та­ким об­ра­зом с на­ми в Свя­тых Пи­сани­ях. Сам Он ни­чем не мо­жет быть обес­че­щен, ибо честь при­над­ле­жит Ему по ес­тес­тву Его. Но у нас скла­дыва­ет­ся не­поч­ти­тель­ное от­но­шение к Не­му из-за при­выч­ной неб­режнос­ти и дер­зко­го, не­ува­житель­но­го по­веде­ния. И от­па­да­ем мы от бла­года­ти по собс­твен­ной во­ле, ибо са­ми ста­новим­ся ви­нов­ни­ками от­па­дения.

Под­верга­ем­ся мы так­же неп­рестан­ным на­паде­ни­ям и пос­то­ян­но­му оболь­ще­нию со сто­роны де­монов по ме­ре то­го как при­об­ре­та­ем ес­тес­твен­ную склон­ность к удобс­тву и по­року. Ибо мно­гие пре­неб­регли всем этим в по­мыс­лах сво­их и во­об­ра­зили, буд­то дос­та­точ­но для Бо­га од­ной мо­лит­вы сер­дца; буд­то ког­да ле­жат они на спи­не, или си­дят в не­поч­ти­тель­ной по­зе, тог­да, дес­кать, дос­та­точ­но лишь внут­ренней па­мяти о Бо­ге. Не по­забо­тились они об ук­ра­шении внеш­ней сто­роны сво­его слу­жения про­дол­жи­тель­ны­ми сто­яни­ями, со­от­ветс­тву­ющи­ми их те­лес­ной си­ле, или поч­ти­тель­ной соб­ранностью чувств. Прек­ло­няя ко­лена к зем­ле, не бы­ва­ют они по­доб­ны приб­ли­жа­ющим­ся к ог­ню и не при­нима­ют на се­бя бла­гого­вей­ное по­ложе­ние ни внут­ренне, ни на­руж­но, и не воз­да­ют честь Гос­по­ду, по­читая Его все­ми чле­нами те­ла и бла­гого­вени­ем на ли­це. Ибо они не уч­ли си­лы сво­его про­тив­ни­ка, от­че­го и впа­ли в пре­лесть и под­да­лись ее дей­стви­ям, не по­няв, что они по­ка еще смер­тные и бы­ва­ют дви­жимы сво­ей ду­шой, ко­торой свой­ствен­но ос­ту­пать­ся, и что они еще не дос­тигли ду­хов­но­го сос­то­яния, и что вос­кре­сение еще не про­изош­ло и они еще не при­об­ре­ли не­поко­леби­мос­ти. По­ка жи­во те­ло, по­ка че­лове­чес­кое ес­тес­тво нуж­да­ет­ся в тру­де и еже­минут­ном уп­ражне­нии в чем-то но­вом, они уже воз­же­лали про­водить жизнь в ду­хов­ном сос­то­янии и от­де­лить­ся от то­го, что в ми­ре страс­тей по не­об­хо­димос­ти ежед­невно про­ис­хо­дит. Во­об­ра­жая се­бя муд­ры­ми, они со­вер­ши­ли пос­тыдные де­ла тем, что приз­нак гор­дости и през­ре­ния по от­но­шению к Бо­гу по­явил­ся в них. И из-за мо­лит­вы, ко­торая есть ис­точник вся­кой жиз­ни, об­ре­ли они по­гибель, по­тому что соч­ли воз­можным про­явить пре­неб­ре­жение по от­но­шению к то­му Все­чес­тно­му, Ко­торый не мо­жет быть пре­зира­ем и Ко­торый чтим вся­кой тварью.

Святитель Василий Великий

Толкование на пророка Исаию

«Егда прострете руки, отвращу очи Мои от вас».

Молящиеся наружно хотя простирают руки, но не получают того, чтобы очи Божии взирали на молитву их. Но опять это обычный образ молитвы святых, как узнаем от Давида, который говорит: «воздех к Тебе руце мои» (Пс. 87:10) и «воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (Пс. 140:2). А Моисей, когда израильтяне по захождении солнца продолжали сражаться, держал руки распростертыми. Сюда же относится и апостольское наставление: «да молитвы творят мужие на всяцем месте, воздеюще преподобныя руки» (1 Тим. 2:8). Но, может быть, пророческое слово имеет какой-нибудь более глубокий смысл, именно о том, кто совершает дела великие, небесные и возвышенные, как о человеке, у которого деятельная сила как бы устремлена вверх, говорит, что он воздевает руки; но кто делает что-нибудь низкое, земное и подлежащее тлению, тот имеет руки, клонящиеся и опущенные книзу. Сие дает разуметь и повествуемое о Моисее, то есть, поскольку и дела преуспевших не равны между собой, но иногда живут они лучше, а иногда впадают в расслабление и действуют с меньшей силой, то происходившее с Моисеем было символом человеческого состояния. Ибо «егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль, егда же опускаше руце, одолеваше Амалик» (Исх. 17:11). То есть когда ослабевает наша деятельная сила, тогда одолевают противоборствующие нам, но с возвышением и устремлением ее гор!е приходит в большую силу наша прозрительность, которая и называется Израилем. Заметь, что здесь не сказано: «Когда будете воздевать руки», но «егда прострете». Ибо воздевает, кто ищет горнего, а простирает, кто просит помощи на дела телесные. Поскольку же простретие рук у младенцев к кормилицам и матерям бывает часто по привязанности к ним, то, желая показать нерасположенность молящихся, не сказал: «Егда прострете ко Мне», но просто говорит: «Егда прострете руки, отвращу очи Мои» и присовокупляет причину: «руки бо ваша исполнены крове».

«И аще умножите моление, не услышу вас». Да слышат слова сии те, которые не сделали в жизни ничего доброго, но думают оправдаться продолжительностью молитвы. Ибо молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. И фарисей по-видимому «умножал» моление. Но что говорит слово? «Фарисей же став, сице в себе моляшеся» (Лк. 18:11), — «в себе», а не к Богу, ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни. Посему и Спаситель говорит: «Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы; мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут; не подобитеся убо им» (Мф. 6:7-8). И еще сказано: «От многословия не избежиши греха» (Притч. 10:19). Итак, надобно просить Царствия Божия и правды его, а не чего-либо телесного и земного (Мф. 6:33). По этой причине и псалом говорит: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни» (Пс. 26:4). «Руки бо ваша исполнены крове». Вот причина, по которой очи Божии отвращаются, когда простирают они руки. Сии самые знаки их моления служат поводом к раздражению. Если кто, убив чьего-нибудь любимого сына, окровавленные еще после убийства руки станет простирать к разгневанному отцу, прося у него правой руки в знак дружбы и умоляя о прощении, то кровь сына, видимая на руке убийцы, не к большему ли еще гневу подвигнет оскорбленного отца? Таковы ныне молитвы иудеев: когда простирают они руки, напоминают Богу и Отцу грех против Единородного Сына и при каждом воздеянии рук своих показывают, что они наполнены Кровию Христовой, ибо, оставаясь в ожесточении, пребывают наследниками убийства, сделанного отцами, по сказанному: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27:25).

По материалам azbukaspaseniya.ru

Четвертым Любавичским ребе стал сын Цемаха Цедека рабби Шмуэль (1834 – .

1. На сегодняшний день, когда нет Храма и когда также нет .

Шемая — ученик раби Шимона бен Шатаха, глава Санхедрина в че.

Тшува (ивр. תשובה‎, буквально — «возвращение») — понятие раскаяния в Иудаизме.

Согласно Пятикнижию (Втор.30:1-10), тшува — это возврат, поворот, обращение к Творцу.

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.

Понятие применимо в двух основных смыслах:

Персональное покаяние еврея, совершившего грехи, совмещённое с молитвами. Особенно это понятие применимо к молитвам и обрядам, принятым в месяц Элул и праздники месяца Тишрей — Рош Ха-Шана и Йом-Кипур.

Приближение еврея, не соблюдавшего заповеди, к религиозному образу жизни. Такой процесс называется «хазара би-тшува» (חזרה בתשובה), а человек, совершивший его, — «баал(ат)-тшува» (בעל(ת)־תשובה) или «хозер(ет) би-тшува» (חוזר(ת) בתשובה).

«В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию.

Законоучители Талмуда всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы Амида). Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54 а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86 а-б). Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24).»

Маймонид считал, что полное раскаяние (тшува гмура) достигается тогда, когда человек, попав в условия, позволяющие повторить прежний проступок, способен воздержаться от него (Яд, Тшува 2:1)

Понятие тшува в хасидизмe

Учение хасидизма придает понятию тшува особый смысл и глубину:

Основываясь на талмудических сентенциях о том, что тшува предшестовала миру , раскаявшиеся грешники стоят выше чем законченные праведники , еврейский народ будет избавлен лишь в заслугу тшувы , учение хасидизма ставит тшуву в центр всего служения человека Вс-вышнему.

Вот что пишет о тшуве Мителер Ребе (Второй Любавичский Ребе рабби Дов Бер): Писание говорит в нескольких местах, что посредством тшувы даруется жизнь человеку, как сказано ибо не пожелаю смерти мертвеца… но чтобы вернулся он и жил , и также сказано вернитесь, вернитесь, и для чего же умирать… , ибо источник всей высшей Б-жественной жизни, которая притягивается к живой душе – все это посредством тшувы, и поэтому сказали что тшува предшествовала миру. и также сказали, что тшува приводит излечение миру, и отсюда с необходимостью следует, что корень тшувы – выше, чем свет и жизненность нефеш-руах-нешама в человека

Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы — эта фраза повторяется и объясняется во многих выступлениях Любавичского Ребе Менахем Мендела Шнеерсона. (Интересное обсуждение этой Талмудической концепции можно найти в статье рава Ицхака Гинзбурга о двух ослах Мошиаха)

Благодаря тшуве человек поднимается на ступень, значительно более высокую, чем та, на которой он находился до того, как совершил грех

Учение хасидизма подчеркивает, что посредством тшувы грехи становятся подобны заслугам

Рабби Шнеур Залман из Ляд формулирует в Тании, что есть два уровня тшувы: — нижняя тшува , благодаря которой грехи становятся подобными ошибкам ; — высшая тшува — переворачивающая грехи в заслуги. Нижняя тшува называется также тшувой из страха , и не все грехи могут быть исправлены с помощью нижней тшувы (Игерет а-тшува, гл. 4) Высшая тшува — это тшува из любви, и она способна перевернуть тьму в свет и исправить любой грех (там же).

Слово «тшува» используется также в сочетании «Шээлот у-Тшувот», означающее респонсы.

По материалам threeda.ru

Добавить комментарий