Главная > Болезни > За еду никто не будет в аду кружку молока выпей кровь у людей не пей

За еду никто не будет в аду кружку молока выпей кровь у людей не пей

«За еду никто не будет в аду… Кружку молока выпей — кровь у людей не пей . »

Архимандрит Павел Груздев

В светлом, уже убранном к Празднику храме было людно. Люди ставили свечи за родных и любимых, молились, многие плакали. А у церковной лавки разгорался нешуточный спор. Что можно, а что нельзя вкушать в последнюю неделю Рождественского поста, если она выпадает на неделю с 1 по 6 января и априори сопряжена с новогодними визитами друзей, встречами и застольями.

И тут мне вспомнился рассказ о беседе с отцом Иоанном (Крестьянкиным), когда его собеседник, ученик духовной семинарии, сетовал о трудностях поста и привел в пример католиков: вот, мол, римско-католическая церковь посты отменила. Батюшка тогда внезапно оживился: «И правильно сделали!». Все присутствовавшие при беседе замерли, а отец Иоанн продолжил

– Постятся те, кто ещё надеется спастись! – пояснил батюшка. – А римско-католические прелаты прекрасно знают, кто они и по какому пути идут. Так зачем же им поститься? Зачем изматывать себя? Пусть хоть здесь в удовольствие поживут. Им-то на что надеяться?

Сегодня в России отношение к постам у людей далеко неоднозначное. Казалось бы, во время поста даже в любимом кафе тебе обязательно предложат постное меню, в офисах во время перерыва на кофе коллеги обсуждают, кто от какого продукта смог отказаться. Поститься сейчас «модно».

Многие даже нецерковные люди стремятся соблюдать посты, в особенности – Великий. Получилось только однобоко…нецерковное сознание восприняло только ту часть поста, которая касается пищевых ограничений. О духовной составляющей речь практически не заходит. Да и задачи телесного поста, распространяющиеся, согласно учению Церкви, на воздержание во всех формах бытия физического тела, а не только на ограничение в пище, воспринимаются в урезанном виде. Получается, в мир пришла новая романтическая диета, овеянная колоритом христианского аскетизма.

Что же такое – пост?

Сам по себе пост не является изобретением христианства и применяется в большинстве религий мира: и примитивных, и развитых, и давно канувших в лету, и существующих в наши дни. Разные религиозные культуры, зачастую совершенно не связанные между собой, обосновывали пост в качестве особой духовной практики. Постились и многочисленные народы Юго-Восточной Азии, в частности, малайцы, желавшие застраховать себя от ран. И чернокожие жители африканского континента, зулусы, которые полагали, что без поста невозможна связь с духами; они даже сложили соответствующую поговорку: «Постоянно сытый, не может видеть тайных вещей». И создатели крупнейшего государства, могучей империи доколумбовой Южной Америки – инки, причем отказ от пищи животного происхождения у них являлся обязательным требованием подготовки к большинству празднеств и церемоний, а наиболее религиозные индейцы постились в течение года. Не едят мяса и последователи зародившегося в песках Аравийского полуострова ислама, для которых пост – один из пяти столпов веры, обязанность всякого, называющего себя правоверным. И индусы, любящие в постные дни вспоминать предание о том, как одному постившемуся царю было дано созерцать бога Шиву.

У религиоведов распространена точка зрения, что корни поста уходят в первобытную эпоху и непосредственно связаны с религиозно-магическими запретами. И действительно, представления, связанные с постом изначально зависели от конкретных условий жизни человека, но довольно быстро вытеснялись исключительно религиозной составляющей.

Получается, во всех религиях пост несет особый духовный и нравственный смысл, а его главнейшее значение основано на представлении об очищении души человека. Пост как верное средство для преодоления человеком своей ограниченности, торжества духа над чувственным и, как следствие, подъема на новый духовный уровень.

Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20).

В «Дидахе» («Учение 12 апостолов»), наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков, сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.

Христианский пост существенно отличался и отличается от постнических традиций других религий. Во многих восточных культах люди отказываются от определенных видов продуктов на всю жизнь, потому что считают их порождением темных сил, нечистыми или наоборот, неприкосновенным вместилищем переселившейся человеческой души.

В христианстве нет запретов ни на какую пищу. Временный отказ от мясного и молочного связан с почитанием Иисуса Христа, Богоматери и великих святых. Христианский пост не время скорби, как сейчас часто ошибочно преподносят его СМИ. Тем более, что уныние и печаль в Православной традиции являются большим грехом. Наоборот, пост предваряет великие праздники – Рождество и Пасху, каждую субботу. Это возможность показать Богу свое смирение и послушание. А сам пост имеет не столько физическое, сколько духовное значение. Его цель – приближение к Богу сердцем и мыслями, очищение души.

Через аскезу, отказ от чего-либо важного и дорогого для нас мы меняемся и в первую очередь меняемся внутренне. И как это не парадоксально, иногда нужно всего лишь отказаться от любимого кофе по утрам или 40 дней не пользоваться социальными сетями, чтобы стало легче дышать и жить. Конечно, пост – это не диета, ни физическая, ни духовная. Это зона роста и развития, смирения и осознания себя частью Вселенной. Можно сказать, что пост — это время очищения от всего ненужного в голове и сердце, время, которое мы должны потратить на самое важное – на общение с Богом. Именно поэтому во время постов усиливаются молитвенные правила и верующие стараются больше времени проводить за чтением Священного Писания.

Многие замечали, что в начало поста приходят самые сильные искушения: ссоры, конфликты, порой несправедливые нападки, приглашения на различные празднества сомнительного характера, и так далее – у каждого свое. Так и должно быть. Ведь пост подразумевает удаление от всякого рода зла через смирение своей реакции, помыслов и дел. Умея управлять телесным, мы просветляем душу и освобождаем ее от всего земного, часто надуманного нами и ненастоящего.

По материалам blago-media.ru

Правда ходила по улицам голая. Это не нравилось людям. Однажды грустная Правда встретила Притчу, одетую в красивые одежды. Притча спросила Правду:
— Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная?
— Я уже стара и несчастна, поэтому люди сторонятся от меня.
— Не может быть! Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем люди больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев.
Правда оделась в её красивые одежды. И вот чудо — с того дня люди принимали правду с радостью и улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются.
(Притча)

— Что же я о тебе скажу людям? – спросил он.

А ты им соври! – горько усмехнулась Правда.

Неожиданные парадоксы истории: те, кто участвовал в преступлениях, наподобие массовых убийств или пыток, в большинстве случаев не являются психически больными. . Даже кукловоды, стоящие за режимами, до ужаса нормальны. Во время Нюрнбергского трибунала все нацистские лидеры прошли психиатрическое обследование и были признаны нормальными. Один из психиатров, проводивших процедуру, даже воскликнул: «Они намного нормальнее, чем стал я после того, как их обследовал». Вдобавок у большинства оказался достаточно высокий IQ.

(Роберт ван Ворен, голландский психиатр, преподаватель университетов Грузии, Литвы и Украины).

«Деды Берлин бомбили, и нам завещали, – нечего ущемлять русский язык в Берлине, а Польшу с Финляндию давно пора вернуть в Российскую империю. Совсем разбазарили Рассею: Хрущев подарил Крым какой-то Украине, которой никогда не было, а Ленин и жид Троцкий раздали непонятно кому Финляндию, Польшу и Прибалтику».
Приблизительно это хочет слышать Кремль от россиян, готовя их к большой войне. Эту концепцию 31 июля изложил Жириновский – скрытый рупор Кремля. Он вбросил в массы главную плановую идею? Или .
А еще — переименовать РФ в Российскую империю, сообщил, что весь мир должен РФ денег, пообещал поставить полмира на колени, а от себя, как мог, поднимал национальную гордость великороссам рассказами, что турки должны им делать массаж, а итальянцы варить спагетти и т.п.
Его слова пришлись по душе великороссам. 86% позвонивших на радио их одобрили. Точь в точь как рейтинг брэнда «Путин». Сакральные 86%! Всего 2% не хватает до числа 88 — кодового приветствия гитлеровцев.

(Сергей Климовский, канд. исторических наук, из ст.»Почему угрозу ядерного удара по Украине со стороны России нужно рассматривать серьезно»)

… заложено защищать слабого. Когда женщина начинает бороться с мужчиной (обвинениями, претензиями), тогда мужчина перестаёт чувствовать, что её нужно защищать и заботиться о ней. (Р.Нарушевич)

вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам.

По материалам blog.i.ua

Молитва человека – НЕ ЖЕЛАЮЩЕГО расстаться с грехами – НЕ ПРИНЕСЕТ пользы и Богу – не угодна. Свт. Тихон Задонский.

Обиды – НЕСПРАВЕДЛИВО претерпеваемые нами хоть от близких людей, или от чужих людей – Бог вменяет нам – или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Душа наша от греха – отвердивает и становится каменной, поэтому нам нужна великая горячность, чтобы размягчить затверделость её. Это преемущественно совершает молитва. Свт. Иоанн Златоуст.

Ничто Богу так не угодно – как наша благодарность за всё! Кто НЕ ХОЧЕТ — жалеть людей и им сострадать – ПОСТРАДАЕТ сам. Отчего плохо идет молитва? Оттого, что человек – НЕ НУЖДАЕТСЯ в Боге, НАДЕЕТСЯ сам — на себя, на свои силы. Свт. Иоанн Златоуст.

Для Рая – НЕ НУЖНЫ хозяйственники, не нужны опытные, умелые и умные, не нужны священники и монахи, а нужны просто добрые люди. Монах Семион Афонский.

Где бы ты ни был – молись. Ты – храм Божий, не ищи же другого места. Не хотеть молиться – значит – НЕ ХОТЕТЬ быть с Богом. Блаженный Августин.

От чтения Священного Писания – освящается душа и возрастает любовь. Если человек – не понимает Священного Писания – значит ему надо срочно исправлять жизнь. Валентин Мордасов.

Как найдет на тебя раздражение – тверди только «Господи помилуй». Молитвой всякая скверна — очищается и человек в МИРНОЕ душевное устроение — приходит.

Кто отвергает Посты – тот ОТНИМАЕТ оружие у себя и у других против — многострастной плоти своей и против диавола. Дело не сложности Исповеди, а в сокрушении сердца – то есть, переживает человек за свои грехи или нет. Господь смотрит — на сердце. Свт. Нектарий Оптинский.

Мы имеем право только судить самих себя. Даже рассуждая о каком-то человеке – мы уже невольно осуждаем. Троекратно блажен тот, кто ОТГОНЯЕТ от себя — всякую РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, всегда у него здравы и тело, ум и душа. Свт. Серафим Вырицкий.

Если ты говоришь правду, но с ГНЕВОМ и недовольством (с осуждением), то всё – ПОГУБИЛ. При этом неважно — будешь ли ты обличать или вразумлять человека. Потому что, человек либо — озлобится или ОБИДИТСЯ в ответ — на твой ГНЕВ.

Если душа хочет сказать или принять что-нибудь — любомудрое, то ДОЛЖНА — успокоиться и быть – МИРНОЙ, ибо мирной душой ДВИЖЕТ — Дух Божий и тогда человек всё — ПОНИМАЕТ и принимает.

А если душа – НЕ МИРНА и в гневе, тогда ей ДВИЖЕТ — дух диавола, который СЕЕТ — ссору, обиды и вражду, и потому, говори хоть трижды правду – добра от такой «Правды во гневе» — не жди. Свт. Иоанн Златоуст.

Всякая невольная скорбь – да научит обращаться тебя — к Покаянию. За еду – никто не будет в Аду – кружку молока выпей, но кровь у людей – не пей. Свт Марк подвижник.

Всякое доброе дело – сделанное по принуждению – ТЕРЯЕТ свою награду. Свт. Иоанн Златоуст.

Держись — проще и веселее, будь — ПРИВЕТЛИВ и добр к людям. Православный христианин – НЕ ДОЛЖЕН представлять из себя какую-то — МРАЧНУЮ, всем и вся недовольную, слишком правильную, тяжелую и неприятную людям личность, изможденную аскетическими подвигами, служащую укором и отторгающая от себя всех людей. Священник Александр Ельчанинов.

Господь зная немощь человека, и его склонность превозноситься – УДЕРЖИВАЕТ его, и НЕ ДАЁТ ему быть — в непрерывном подвиге совершенствования. Ибо, если ты приобретая нечто малое – уже ВОЗГОРДИЛСЯ этим и делаешься — несносным для других людей, то тем более станешь несносным, когда приобретешь — разом все духовные дарования.

Поэтому Бог, зная твою немощь и посылает тебе скорби, чтобы ты стал – смиренным, и не думая о дарованиях и достижениях – устремился к Богу. Преподобный Макарий Великий.

Мой духовный отец, которого к сожалению уже больше нет с нами, советовал нам в первую очередь, если хотим создать семью – обращаться за помощью к Матери Божьей: перекреститься, стать перед Её иконкой на коленки и попросить, чтобы Она — взяла всё в Свои руки и Сама решила – МОЖНО ли с этим человеком СВЯЗЫВАТЬ — свою судьбу или НЕТ. И так с поклоном попросить — три раза.

Читайте также:  Может ли привитый ребенок заболеть коклюшем: профилактика и осложнения.

Если парень НЕ ТВОЙ — буквально за три дня все отношения — ЛОМАЛИСЬ и парень — УХОДИЛ навсегда, а если – ТВОЙ, то, как говорил наш батюшка, хоть — бей его палкой и как – НЕ ГОНИ, он от тебя никуда – НЕ УЙДЕТ и будет — ТВОЙ, потому, что это и есть твоя — ПОЛОВИНКА. Господь его накрепко — ПРИВЯЗАЛ к тебе, а тебя – к нему.

Ну и конечно же НУЖНО — просить у Бога, чтобы мы ВСТРЕТИЛИ — эту свою половину, и очень ВАЖНО — подготавливать себя к встрече — с ней, пересмотреть — себя, свои плохие стороны и дурные привычки, все это надо исповедовать и начать решительно — ИСПРАВЛЯТЬ, ведь для семейной жизни они — не подойдут, а вот семейное счастье легко — РАЗРУШАТ.

Кто в надежде на Покаяние ПОЗВОЛЯЕТ себе согрешать — произвольно и намеренно, тот поступает в отношении к Богу — коварно.( Преподобный Исаак Сирин. )

ИСТОРИЯ МОЛИТВЫ «СВЯТЫЙ БОЖЕ, СВЯТЫЙ КРЕПКИЙ»

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

По материалам cyberpedia.su

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53,54)

1. Когда беседуем о предметах духовных, ничто житейское да не будет в душах наших, ничто земное; но все это да будет удалено, все да будет устранено, чтобы мы могли всецело предаться одному слушанию божественных слов. Если при входе царя в город затихает весь шум, то гораздо более в то время, как Дух беседует с нами, мы должны вникать с глубоким безмолвием и с великим страхом. А что сегодня читано, то, действительно, достойно страха. Что же именно, – послушай. Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же Ты говоришь: не вкусит смерти (Иоан.8:52)? Поэтому Он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении. Часто же говорит о таинстве (причащения), чтобы показать, как оно необходимо и что оно непременно должно быть. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (ст.55). Что значат эти слова? Ими Он хочет или сказать то, что плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его тело. Далее говорит: «ядущий Мою Плоть пребывает во Мне» (ст.56); этим показывает, что такой человек соединяется с Ним. Следующие же слова, если не вникнуть в их смысл, представляются как будто не имеющими связи с предыдущими. Какая в самом деле, говорят, последовательность – сначала сказать: «ядущий Мою Плоть пребывает во Мне», и затем продолжать: «как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем» (ст.57)? Однако же между этими словами есть большое соответствие. Так как (Христос) много раз говорил о жизни вечной, то, в подтверждение того же, и присовокупил: «пребывает во Мне». Если же во Мне пребывает, а Я живу, то явно, что и он будет жить. Потом говорит: «как послал Меня живый Отец». Это – сравнение и уподобление. Он как бы так сказал: Я живу так, как Отец. А чтоб ты не счел Его нерожденным, Он тотчас прибавил: «живу Отцем»; но этим показывает не то, будто Он для Своей жизни имеет нужду в каком-либо содействии. Еще прежде Он опроверг эту мысль, сказав: «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан.5:26). Если же (допустить, что) Он нуждается в содействии, то будет следовать, что Отец не дал так (т.е. Сыну иметь живот в Себе), и значит, те слова – ложны; а если дал, то Сын уже не имеет нужды ни в каком постороннем содействии. Что же значит: «живу Отцем»? Здесь Христос указывает только причину, говоря как бы так: как живет Отец, так и Я живу. И «ядущий Меня жить будет Мною» (ст.57). Жизнь здесь разумеет не обыкновенную, но прославленную. А что Он говорит о жизни не обыкновенной, но о той славной и неизреченной, это видно из того, что все – и неверующие и непосвященные – тоже живут, хотя и не вкушают той плоти. Видишь, что речь идет не об этой жизни, но о той. Он как бы так говорит: ядущий Мою плоть не погибнет по смерти и не подвергнется наказанию. И не об общем также воскресении говорит, так как все одинаково воскреснут, но о воскресении особенном, славном, соединенном с наградой. «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (ст.58). Непрестанно повторяет одно и тоже для того, чтобы напечатлеть это в душе слушателей (так как учение обо этом было почти последнее), и чтобы утвердить веру в догмат о воскресении и жизни вечной. Итак, (Христос) говорит и о воскресении частью потому, что сказал о жизни вечной, а частью и для того, чтобы показать, что эта жизнь не теперь, но будет по воскресении. Откуда же, скажешь, это видно? Из Писания. К нему при всяком случае отсылает Он иудеев, повелевая из него удостоверяться в том. А словами: «дает жизнь миру» (ст.33) Он возбуждает в них соревнование, чтобы, таким образом, они не лишали себя этого дара по крайней мере из ревности, что другие наслаждаются им. О манне же часто упоминает для того, чтобы и различие показать между ею и небесным хлебом, и привести их к вере. Если для Него возможно было без жатвы, без хлеба и других снадобий сохранить, в продолжение сорока лет, жизнь их предков, то тем более это возможно будет теперь, когда Он пришел совершить большие дела. С другой стороны, если то были некоторые образы, и однако же тогда собирали пищу без пота и трудов, то тем более это будет теперь, когда во всем более различие, кода смерти уже нет и мы пользуемся истинною жизнью.

Хорошо и то, что Христос часто упоминает о жизни, потому что жизнь вожделенна для людей и ничто так ни приятно, как не умирать. И в ветхом завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая. Вместе с тем Христос хочет показать, что Он отменяет наказание, бывшее следствием греха, уничтожает тот смертный приговор и, вопреки прежнему определению, вводит не просто жизнь, но жизнь вечную. «Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме» (ст.59), где Он совершил много чудес, и где поэтому Его должны были слушать с особенным вниманием.

2. Но для чего Он учил в синагоге и в храме? Как для того, чтобы уловить собиравшийся в них народ, так и для того, чтобы показать, что Он действует не противно Отцу. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные [1] слова» (ст.60). Что значит: «странные слова»? Значит: сурово, трудно, тягостно (слышать это). Но ведь Он ничего такого не говорил, потому что и беседовал не о жизни и деятельности, но о догматах, часто упоминая о вере в Него. Так что же, то ли значит: «странные слова», что Он обещает жизнь и воскресение? То ли, что он сказал: «Я сошел с небес» (Иоан.6:38)? Или то, что нельзя спастись не ядущему Его плоти? Это ли, скажи мне, жестоко? Но кто станет утверждать это? Итак, что значит: «странные»? Значит: неудобоприемлемые, превышающие их немощь, наводящие великий страх. Они думали, что Он говорит нечто такое, что выше Его достоинства и далеко превосходит Его силы; почему и говорили: «кто может это слушать» (ст.60), желая, может быть, тем оправдать себя, потому что намерены были отстать от Него. «Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то» (а такое ведение тайных помыслов есть доказательство Его божества), говорит: это ли соблазняет вас» (ст.61)? «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде» (ст.62). Так же Он поступил и с Нафанаилом, сказав: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Иоан.1:50), – и с Никодимом: «никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий, сущий на небесах» (Иоан.3:13). Что же? К недоумениям Он присовокупляет новые недоумения? Отнюдь нет; напротив, величием и множеством догматов хочет удержать их при Себе. Сказав просто: «Я сошел с небес». и не присовокупив ничего больше, Он тем скорее соблазнил бы их; но сказав: тело Мое – жизнь мира, также «как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем», и еще: «Я сошел с небес», Он тем разрешает их недоумение. Кто говорит о себе одно великое, того, конечно, еще можно подозревать во лжи, но кто, вслед затем, высказывает столь много, тот уничтожает всякое подозрение. Все же Он и делает и говорит для того, чтобы удалить их от мысли, что отец Его Иосиф. Значит, Он говорил так не для усиления соблазна, а напротив для его уничтожения. Кто считал бы Его сыном Иосифа, тот не принял бы Его слов; а кто убедился, что Он сошел с неба и опять взойдет туда, тот удобнее мог внимать Его словам. После того Христос присовокупляет и другое решение их недоумения, говоря: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (ст.63). Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно ( σαρκίκώς ), тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, как Он сошел с неба, и думать, что Он – сын Иосифа, и спрашивать: «как Он может дать нам есть Плоть Свою» (ст.52)? – было делом плотского слушания, между тем как все это следовало понимать таинственно и духовно. Но откуда, скажешь, они могли понять, что такое значит есть плоть? Потому-то им и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (ст.63), т.е. божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского, и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законов, действующих на земле, и имеют смысл другой, особенный. Таким образом, как здесь сказал: «дух», вместо того, чтобы сказать: духовные (глаголы), так и, сказав: «плоть», разумел не плотские(предметы), но плотское слушание, намекая вместе и на иудеев, которые всегда желали плотского, между тем как надлежало желать духовного, потому что кто предметы духовные станет понимать чувственно, тот не приобретет никакой прибыли. Что же, разве Его плоть не есть плоть? Без сомнения, – плоть. Как же Он сказал: «плоть не пользует нимало»? Это Он сказал не о Своей плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Что же значит – понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше, – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судить о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Вот это значит понимать духовно. Ведь, кто не ест Его плоти и не пьет Его крови, не имеет жизни в себе; как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова: «плоть не пользует нимало» сказаны не о плоти Его но плотском слушании? «Но есть из вас некоторые неверующие» (ст.64). Опять, по Своему обычаю, придает важность Своим словам, предрекая будущее и показывая, что Он говорил все это не потому, чтобы искал славы у них, а потому, что заботился о их благе. Сказав: «некоторые», Он чрез то исключил учеников, – потому что вначале Он говорил: «и видели Меня, и не веруете» (ст.36), а теперь: «есть из вас некоторые неверующие. Ибо от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (ст.64,65). Здесь евангелист указывает нам на добровольное, принятое Христом, домостроительство (спасения) и на Его незлобие. И слово: «от начала» здесь поставлено не без цели, но чтобы ты познал Его предведение и то, что Он еще прежде этих слов, и не после того, как иудеи возроптали и соблазнились, а еще прежде, знал предателя, – что было доказательством Его божества. Затем присовокупил: «если то не дано будет ему» свыше «от Отца Моего», убеждая их считать Бога Отцом Его, а не Иосифа, и показывая, что уверовать в Него дело немаловажное. Он как бы так говорил: не тревожат, не смущают, не удивляют Меня неверующие. Я зная это гораздо прежде, чем случилось. Знаю, кому дал Отец (уверовать в Меня).

Читайте также:  Mpv повышенный средний объем тромбоцитов в крови что это значит

3. Но тогда ты слышишь: «дано», не думай, чтобы было раздаяние просто по жребию, а веруй, что получает тот, кто оказывается достойным принять. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (ст.66). Не без причины евангелист не сказал: отошли, но: «идоша вспять» [2]. Этим Он показал, что они, отделившись (от Христа), прервали преуспеяние в добродетели и потеряли ту веру, которую прежде имели. Но с двенадцатью (учениками) этого не случилось. Поэтому Он и говорит им: «не хотите ли и вы отойти» (ст.67)? – чем опять показывает, что не нуждается в их служении и послушании, и не за тем водит их с Собою. Иначе – стал ли бы Он спрашивать их так? Почему же Он не похвалил их? Почему не превознес? Частью для того, чтобы соблюсти приличное Учителю достоинство, а частью для того, чтобы показать, что Он этим способом скорее мог привлечь их к Себе. Если бы Он похвалил, то они могли бы подумать, что оказывают Ему услугу, и поддаться какой-нибудь немощи человеческой. Когда же показал, что не нуждается в их следовании за Ним, то этим более удержал их при Себе. И смотри, с какою мудростью Он говорит. Не сказал: отойдите, потому что это значило бы отгонять, но говорит вопросительно: «не хотите ли и вы отойти»? – чем и показывает, что Он устраняет всякое насилие и принуждение и хочет, чтобы они оставались при Нем не из-за какого-либо стыда, но по чувству благодарности. А тем, что не укорил их явно, но коснулся незаметно, Он показал, как должно любомудрствовать в подобных случаях. Но с нами бывает напротив, и это понятно, потому что мы все делаем ради своей славы. Поэтому и думаем, что наше благосостояние уменьшается, когда уходят служащие нам. Но Христос не стал ни льстить, ни отгонять, а только спросил. И это не потому, чтобы Он презирал учеников, но потому, что не хотел удерживать их при Себе силою и принуждением, – ведь оставаться по этой причине все равно, что и отойти. Что же Петр? «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (ст.68,69). Видишь ли, не слова Христовы были причиною соблазна, а невнимание, безпечность и неблагодарность слушателей? Если бы Он и не сказал (тех слов), они и тогда соблазнились бы и не успокоились бы, потому что непрестанно думали о пище телесной и были пригвождены к земле. Ведь вместе же с ними слушали и эти (апостолы); однако же высказали совсем не то, что они, говоря: «к кому нам идти»? Этот ответ обнаруживает великую любовь. Он показывает, что для них Учитель дороже всего – и отцов, и матерей, и имений, и что, оставив Его. Они не могли бы уже найти, куда прибегнуть. Но чтобы не показалось, будто слова: «к кому нам идти» Петр сказал потому, что не было никого, кто бы принял их, он тотчас присовокупил: «Ты имеешь глаголы вечной жизни». Другие внимали (словам Христовым) чувственно и с умствованиями человеческими; а они (апостолы) духовно, предоставляя все вере. Потому и Христос говорил: «слова, которые говорю Я вам, суть дух», т.е.: не предполагай, что учение, содержащееся в Моих словах, подлежит обыкновенному порядку вещей и тем законам, по которым все совершается. Предметы духовные не таковы: они не могут быть подчинены законам земным. На это и Павел указывает, говоря: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести» (Рим.10:6,7). Вот они уже приняли учение о воскресении и о будущем воздаянии. Смотри же, какое братолюбие и какую любовь высказывает Петр, отвечая за весь лик (апостолов). Не говорит: я познал, но: «познали». Особенно же обрати внимание на то, как приноравливается к самым словам Учителя, говоря не то, что говорили иудеи. Те говорили: «это сын Иосифов», а Петр: «Ты Христос, Сын Бога живаго», и еще: «Ты имеешь глаголы вечной жизни»; (и он говорил так), вероятно, потому, что часто слышал слова Христовы: «верующий в Меня имеет жизнь вечную». Припомнив, таким образом, самые слова, он показал тем, что содержит (в памяти) все высказанное. Что же Христос? Не похвалил и не превознес Петра, хотя это и сделал при другом случае; но что говорит: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (ст.70)? Так как Петр сказал: «и мы уверовали», то Христос исключает из этого лика Иуду. В другом месте Петр не сказал ничего об учениках, но на вопрос Христа: «а вы за кого почитаете Меня»? – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Матф.16:15,16). Но так как здесь сказал: «и мы уверовали», то Христос, по справедливости, не оставляет Иуду в лике учеников. А это Он сделал с намерением заранее отвратить вероломство предателя; и хотя знал, что это будет безполезно, тем не менее исполнял Свое дело.

4. И смотри, с какою мудростью (поступил Христос)! Он и не открыл вполне предателя и не оставил его совсем неизвестным, чтобы он, с одной стороны, не сделался более безстыдным и упорным, а с другой, думая, что остается неизвестным, не отважился безстрашно на злодеяние. С этою-то целью, продолжая Свою беседу, изобличает его яснее. В самом деле, сначала Он включил и его в число прочих, сказав: «есть из вас некоторые неверующие». А что здесь Он разумел и предателя, это показал евангелист словами: «ибо от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его». Но так как Иуда остался при Нем, то Он изобличает его сильнее, говоря: «один из вас диавол», и, таким образом, наводит страх на всех вообще, желая прикрыть его. При этом справедливо может возникнуть недоумение: отчего теперь ученики не говорят ничего, а впоследствии приходят в страх и в недоумении смотрят друг на друга и спрашивают: «не я ли, Господи» (Матф.26:22)? и Петр подает знак Иоанну, чтобы он узнал о предателе и спросил у Учителя, кто это (Иоан.13:24). Итак, какая тому причина? Петр тогда еще не слышал: «отойди от Меня, сатана» (Мар.8:33), а потому и не имел никакого опасения. Когда же подвергся упреку, и не смотря на то, что говорил от великого расположения, не только не заслужил одобрения, но и услышал название сатаны, то при словах: «один из вас предаст Меня» (Иоан.13:21) справедливо уже убоялся. С другой стороны, и Христос теперь не говорит: «один из вас предаст Меня», а: «один из вас диавол». Потому они даже не поняли этих слов, а думали, что Он только укоряет за лукавство. Но для чего Он сказал: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол»? Чтобы показать, что Его учение чуждо лести. Так как в то время, когда все оставили Его, они одни остались при Нем и чрез Петра исповедали Его Христом, то, чтобы не подумали, что Он станет за это льстить им, Он удаляет их от такой мысли. Он как бы так говорит: ничто не может отклонить Меня от обличения людей злых; не думайте, что Я стану льстить вам за то, что вы остались при Мне, или что Я не буду обличать порочных, потому что вы последовали за Мной. К этому не склонит Меня и то, что гораздо сильнее могло бы склонить учителя. Кто сам собою остается при учителе, тот представляет тем свидетельство своей любви к нему; а избранный учителем почитается от людей несмысленных за безумного и отвергается ими. Но и это не удержит Меня от обличений. Между тем в этом и теперь язычники обвиняют Христа, но напрасно и неразумно: Бог никогда не делает людей добрыми чрез насилие и принуждение, и Его избрание призываемых не насильственное, но совершается чрез увещание. А чтобы тебе увериться, что призывая Он не насилует, смотри, сколько погибло людей званных. Отсюда видно, что в нашей воле – и спасение, и погибель.

5. Слыша это, научимся же всегда трезвиться и бодрствовать. Иуда был причтен к тому святому лику, сподобился столь великого дара, совершал чудеса (потому что и он вместе с прочими был послан воскрешать мертвых и очищать прокаженных), и не смотря на это, как скоро был порабощен тяжким недугом – страстью сребролюбия, предал и своего Владыку. И ничто не принесло пользы: ни благодеяния, ни дарования, ни пребывание со Христом, ни служение, ни омовение ног, ни общение в трапезе, ни хранение ковчежца; но это все обратилось даже в повод к его наказанию. Будем же бояться, чтобы и нам чрез сребролюбие не сделаться подражателями Иуде. Ты не предаешь Христа; но, когда презираешь нищего, истаивающего от голода или гибнущего от холода, навлекаешь на себя тоже осуждение. Также, когда мы недостойно приобщаемся тайн, мы погибаем наравне с христоубийцами. Когда похищаем, когда угнетаем бедных, то навлекаем на себя величайшее наказание, – и весьма справедливо. В самом деле, доколе будет так владеть нами любовь к настоящим вещам – излишним и бесполезным? А богатство и принадлежит к вещам излишним, от которых нет никакой пользы. Доколе нам не взирать не небеса, не трезвиться, не знать сытости в наслаждении этими земными и преходящими благами? Ужели мы не знаем из опыта их ничтожества? Представим себе бывших до нас богачей. Не сон ли все их блага? Не тень ли и цвет, не поток ли протекающий? Не повесть ли и басня? Вот такой-то был богат: где же теперь его богатство? Сгибло и истлело. А грехи, совершенные из-за него, и наказание за грехи – остаются. Но если бы даже и наказания не было и царства не предстояло, – и тогда следовало бы уважать (в бедном) одноплеменность и однородность с нами, и постыдиться того, что он подобострастен нам. Между тем мы кормим псов (многие же кормят и диких ослов, и медведей, и других разного рода зверей), а презираем человека, истаивающего от голода; таким образом, для нас чужое дороже родного и свое хуже того, что не наше и не родственно нам. Но не приятно ли, скажешь, строить великолепные дома, иметь множество рабов и, покоясь на ложе, смотреть на золотой свод? Да это излишне и бесполезно. Есть другие здания, гораздо великолепнее и лучше этих. Ими нужно увеселять свои взоры, – и никто тому не воспрепятствует. Хочешь ли видеть прекраснейший свод? Когда настанет вечер, смотри на небо, усеянное звездами. Но это, скажешь, не мой свод? Напротив, этот даже более твой, чем тот. Он для тебя и создан и принадлежит тебе наравне с твоими братьями. А тот не твой, но твоих наследников, после твоей смерти. Притом, этот (свод небесный) может принести величайшую пользу, потому что своею красотою возводит к Создателю; а тот причинит тебе величайший вред, сделавшись в день суда твоим грозным обвинителем, потому что он был облечен золотом, когда Христос не имел и необходимой одежды. Не будем же впадать в столь великое безумие; не станем гоняться за тем, что мимолетно, и убегать спасения, но станем держаться надежды на блага будущие, – старики, как верно знающие, что им не долго остается жить, – юноши, как вполне убежденные, что (и для них) немного остается времени, потому что день Господень придет, как тать. Ночью. Итак, зная это жены пусть умоляют мужей, мужья пусть убеждают жен, – будем учить юношей и дев, и все будем наставлять друг друга – презирать настоящие блага и искать будущих, чтобы и сподобиться их, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] В оригинале стоит греческое слово «склирос», т.е. получается «жесткие, жестокие» слова. – и.Н.

[2] Это более точный славянский перевод, который в синод. представлен словом «отошли» – и.Н.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

По материалам www.biblioteka3.ru

Добавить комментарий